Первую профессиональную тату-студию открыл в 1840 году в Америке Мартин Хилдебант. В России многие просто не знают с чего начать. Финансовый вопрос немаловажен, но только им нельзя ограничиваться!
Что такое тату-салон?
Сегодня в Москве существует несколько десятков тату-салонов. Помимо татуировок они «обеспечат» вас пирсингом, перманентным макияжем, боди-артом, созданием афро-причесок, косичек, дредов, интим-стрижками. Или, допустим, при желании — возможностью освоить профессию тату-мастера, пирсера или мастера по перманентному макияжу.
Люди, прошедшие обучение в крупных тату-салонах, впоследствии нередко открывают свои фирмы. Такие предприятия, предлагающие достаточно широкий выбор услуг, при этом не залезающие на «пограничные территории» центров красоты, по оценкам маркетологов, являются перспективными с точки зрения быстрой окупаемости и востребованности населением.
В основной массе татуировочные салоны — предприятия достаточно мобильные (многие зарегистрированы как ПБОЮЛ для упрощения налогообложения, но есть ООО и ЗАО).
Помещения и площадь тату-салона
Салоны занимают не очень большие площади: в 15— 30 кв. м.. Нередко это бывают помещения в действующих парикмахерских, в бизнес- или фитнес-центрах, а также подвальные помещения, где под процедурную в соответствии с нормами СЭС отводится 12 кв. м. на одно рабочее место и, соответственно, 22—24 к.в м. на два рабочих места.
Также необходимо подсобное помещение для хранения белья, чистых салфеток и подобных материалов (4—6 кв. м.), витрина с размещенными образцами красок, пирсов, тату-машин и прочего необходимого оборудования. Также должно присутствовать помещение для хранения уборочного инвентаря (4 кв. м.).
«Вначале мы снимали квартиру, но сразу предполагали, что будем работать как салон, профессионально»,— говорит Елена Осипова, хозяйка салона «Ультра».
Основные вложения происходят на стадии проектирования и дизайна, закупки профессионального оборудования, аренды. На открытие салона площадью в 15—30 кв. м. (но не менее 12 кв. м. ) уйдет 5—10 тыс. у. е.
Распределение финансовых средств
Если тату-салон располагается в жилом доме, то у него должен быть отдельный вход. Кабинет обязательно должен иметь моющиеся полы, стены и потолки (!). В нем должна быть вода (раковины), туалет (не менее 3 кв. м.). Желательно, чтобы воздух был озонирован.
Необходимо оборудовать регистратуру, гардероб, помещение для ожидающих своей очереди посетителей (14 кв. м.); обязательно устройство тамбура-шлюза при входной двери или тепловой завесы, а также помещения для хранения верхней и специальной одежды персонала (4 кв. м.).
В среднем в пределах МКАД помещение указанных выше размеров можно найти в ценовом пределе от 10—20 у. е. за кв. м. в месяц.
Истории успеха
Каждый салон выбирает разную тактику ведения бизнеса. Например, руководитель салона «Мерилин» Виталий Охотенко имеет свое дело уже более 10 лет, отметив в 2003 году десятилетие проведения первой процедуры. Рассказывает, что начинал с перманентного макияжа, делая упор на услуги, а не на продажу оборудования и постепенно придя к таким процедурам, как пирсинг и художественная татуировка. Со временем зарегистрировал медицинский центр, в котором работает тату-салон, школа обучения и магазин.
Например, Виталий Климов — руководитель салона «Биотек», где также основным направлением работы является перманентный макияж,— продвигает в России итальянскую фирму «BioteK», будучи ее эксклюзивным представителем. Салон выстроил свою успешную стратегию вокруг продажи фирменного оборудования для перманентного макияжа и татуировки. В регионах России открылись одноименные филиалы, в которые уходит львиная доля оборудования и расходных материалов. Позже стали заниматься пирсингом и художественной татуировкой, пригласив высококвалифицированных мастеров.
Подбор мастеров
Тату-салоны открываются не так часто, как, допустим, парикмахерские или салоны красоты. Хороших мастеров по перманентному макияжу и татуировке не так много. Ведь, помимо умения рисовать, необходима еще и любовь к этому непростому искусству, требующему усидчивости, терпения. Для мастеров желательно наличие среднего медицинского образования. При отсутствии оного следует пройти медицинский курс «сестринское дело», чтобы разбираться в анатомии человеческого тела, в анестезии, знать асептику и антисептику и пр. Обязательно должна быть медицинская книжка со всеми положенными прививками.
Обычно мастера в курсе, где открылся тот или иной салон. Приходят сами, по рекомендациям или по размещенным рекламным объявлениям. Приносят фотографии работ, обсуждают условия, по которым и заключаются договоренности между хозяином и мастером. В основном стороны договариваются не о фиксированной ставке зарплаты, а об определенном проценте, который, в зависимости от салона, составляет 30—50% — мастеру и 50—70% — салону.
Хорошие мастера владеют всеми стилями. У каждого мастера и салона есть свои предпочтения. Клиенты об этом знают и идут в те, где им сделают понравившийся узор в наиболее распространенных стилях.
Интересно, что специализированных школ по обучению татуировке в России пока не существует. Человек, желающий обучиться татуировке просто приходил к уже работающему мастеру, платил сколько мог, и тот обучал его азам мастерства. В дальнейшем человек развивался уже самостоятельно, поначалу практикуя тату на друзьях, впоследствии переходя к более сложным и интересным работам.
Как начинают будущие мастера
Многие люди приходят в этот бизнес почти случайно. Так, Дмитрий Маслак (салон Тату3000) рассказывает, что серьезно стал заниматься татуировкой после службы в армии. Сделал одному человеку — ему понравилось. Он рассказал и показал другим — получилась цепочка клиентов. Так и пошло. Но по собственному признанию Дмитрия, если бы кто-нибудь сказал ему, что он будет серьезно заниматься татуировкой, да еще и станет совладельцем крупного тату-салона, он бы ни за что в это не поверил.
Многие из практикующих сегодня мастеров начинали работать на дому, позже придя в тот или иной салон и таким образом легализовавшись. Как, например, мастер Андрей Кузьмин «Welder» — салон «Биотек», мастера Олег Турянский и Сергей Рихтер — салон «ТатуЗООО», или мастер Николай Бойко, ныне работающий в салоне «Тату-Культура».
Некоторые даже поработали несколько лет за рубежом (в Америке, Испании, на Кипре) и вернулись, как мастер Дмитрий Крылов «Американец» — салон «Калейдоскоп». Некоторые отличные мастера продолжают работать на дому, делая уникальные работы, как, например, мастер Олег Верещинский «Violet».
Конкуренция и реклама
Конкуренция между тату-салонами, конечно, существует. Как ни странно, не очень многое зависит от места расположения салона. Это связано с тем, что едут татуироваться к определенному мастеру, который в силу каких-либо причин может работать как в удаленном спальном районе, так и в салоне, расположенном в центре. Другое дело — пирсинг, где достаточно много квалифицированных мастеров. И поэтому выбор места для салона рядом с метро, с институтами, где много молодежи — основных посетителей салонов,— предпочтителен.
Те, кто хочет привлечь большее количество клиентов, соответственно, вкладывают значительные средства в рекламу, например, устанавливают рекламные щиты или постоянно дают информацию о себе и предлагаемых салоном услугах в прессе или средствах массовой информации. Приемлемая цена на 1/2 рекламной полосы в профильном журнале составляет (при всех возможных скидках) от 200 до 600 у. е.
Они также участвуют в выставках, как в специализированных (тату-конвенции, тату-фестивали), так и в косметологических, эротических и многих других. Цена на участие в выставках зависит от места и объема взятой в аренду площади павильона. Обычно она составляет от 100 у. е. за кв. м.. Необходимо брать секцию площадью от 6 кв. м.
Исходя из этих цифр становится ясно, что общая сумма рекламных вложений в два печатных издания в месяц и за участие в выставке раз в два месяца составит около 1000 у. е. Саму рекламную кампанию имеет смысл сделать не менее чем на полгода, что составит 6000 у. е. Периодически ее желательно повторять.
Татуировщики на дому
Основную конкуренцию тату-салонам, конечно, составляют мастера-надомники. Они имеют свою клиентскую базу и позволяют себе играть на ценах в смысле их понижения (по понятным причинам) для еще большего привлечения желающих татуироваться именно у них. Некоторые из них говорят о том, что крупные тату-салоны гонятся только за прибылью и поэтому не развивают искусство татуировки как таковое.
Отчасти они правы, ведь основной контингент посетителей тату-салонов составляют люди, увидевшие рекламу и делающие себе тату впервые. В основном такие клиенты просят нанести им небольшие по размеру рисунки, не представляющие в основном высокой художественной ценности и стоящие от 50 до 150 у. е.
И лишь впоследствии люди приходят к пониманию красоты татуировки и уже относятся к делу серьезно, вкладывая в татуировку более значительные средства. Для мастеров же такие люди — большая удача и редкость, ибо в основном идет поток из стандартных сюжетов, на которых давно набита рука мастеров.
Но мастера-надомники немного лукавят, так отзываясь о крупных салонах. Понятно, что татуируя дома даже при большом количестве клиентов, уровень работ все равно остается не очень высоким. Да и о легализации, участии в выставках речи быть не может. Многие из них не прочь открыть свое дело. Но при этом придется временно прекратить татуировать, занимаясь организационными вопросами, на что не каждый пойдет. Так что свои аргументы существуют у каждой из сторон.
Обучение новичков, как часть бизнеса
Сегодня многие салоны зарабатывают также на обучении всех желающих. Понятно, что для того, чтобы начать татуировать, надо иметь немного практики, да и умение рисовать не помешает. Цена за обучение, состоящее из нескольких (трех-четырех) практических и теоретических занятий (по три-четыре часа) везде разная, но начинается от 300 у. е. за весь курс.
При покупке комплекта оборудования в обучающем салоне обычно дается скидка на обучение, доходящая до 50%. Делается это для того, чтобы человек, заплативший деньги за обучение в настоящем, в дальнейшем, допустим, открыв свой бизнес, имел возможность всегда проконсультироваться и докупить необходимые расходные материалы по сходной цене у своего учителя. Таким образом, постепенно налаживаются цивилизованные взаимовыгодные отношения, и мастер, любящий обучать других своему искусству, формирует свою «школу».
Проблемы и законы
Проблемы, с которыми сталкиваются тату-салоны, наверное, типичны для многих предприятий, ведущих бизнес в России. Но в татуировочном бизнесе есть своя специфика. Так, до сих пор нет четкого определения татуировки. Существуют вопросы лицензирования тату-бизнеса и пирсинга, в связи с чем владельцы салонов сталкиваются с проблемами, а эксперты в лице, например, ФГУП Институт пластической хирургии и косметологии МЗ РФ в ответ на запросы владельцев салонов, например салона «Мерилин», пишут то одно, то другое.
В результате татуировку относят то к татуажу, то к перманентному макияжу, в связи с чем меняются требования к персоналу и прочее. Такие пробелы и неясности в законодательстве приводят к широким возможностям для злоупотреблений со стороны проверяющих и контролирующих органов.
До сих пор в реестре трудовых профессий нет такой профессии, как татуировщик или мастер художественной татуировки, что затрудняет ведение трудовой книжки, заставляя мастеров обозначать свою профессию, как, например, художник или еще как-либо, вступая для этого в Союз художников и другие сообщества. Все это затрудняет создание собственного профессионального союза, стоящего на защите прав как мастеров, так и салонов.
Продажа оборудования и расходных материалов
У каждого салона существуют свои отлаженные схемы поставки того или иного оборудования или расходных материалов, которые позволяют предлагать более выгодные, чем у конкурентов, условия их реализации. На этом строится политика формирования более чем половины валовой прибыли салона. Оставшаяся часть распределяется равномерно между всеми вышеперечисленными видами услуг, в которых художественная татуировка, перманентный макияж, пирсинг стабильно занимают около трети прибыли тату-салона.
На основе расчетов выяснилось, что чистый доход обычного тату-салона может составлять от 5 тысяч у. е. в месяц. При наличии времени на раскрутку и формирование постоянной клиентуры, на что уходит до года, вложенные средства с лихвой окупаются.