Полинезийский стиль татуирования обрел своих поклонников сравнительно недавно. Только в первой половине XX столетия мастера-татуировщики начали использовать в своей работе орнаменты, характерные для культуры полинезийских племен.
Однако нужно сказать, что полинезийские тату издавна вызывали особый интерес среди европейцев. Но получить образец такого нательного узора было достаточно сложно.
По одной из версий, европейцам удалось это сделать, заплатив некую сумму одному из вождей полинезийского племени. Его алчность достигала таких пределов, что он с готовностью начал продавать богачам из Европы головы казненных им соплеменников, разукрашенные многочисленными татуировками.
В древности нательные украшения в Полинезии были исключительно привилегией мужчин. Татуировки наносились на грудь, запястья, язык, интимные части тела — место расположения затейливых орнаментов зависело от социального статуса мужчины и положения, занимаемого им в племени.
Характерной особенностью нательных изображений, выполненных в данном стиле, является их внешняя похожесть на резные узоры, выполненные по дереву. При этом рисунок отличается высокой степенью сложности и состоит из многочисленных элементов — спиралей, волн, извивающихся лент, сходящихся и расходящихся линий, ломаных и прямых. Как правило, мастер располагает все элементы узора на теле клиента так, чтобы они были симметричны по отношению друг к другу.
Процесс накалывания тату на островных архипелагах Тихого Океана приравнивался к священному. Полинезийские татуировки могли наносить только жрец, который уважался всеми и получал подарки.
Для жреца строили дом, разделенный на комнаты, в некоторых из них клиенты могли жить по нескольку месяцев, ожидая конца татуирования. Вокруг дома постоянно проводились ритуалы и пели песни. Полинезийские татуировки набивались с помощью зубы акул, морские ракушки, рыбные кости.
Покрывать тело татуировками полностью могли лишь вожди, а кто не хотел наносить татуировки – жестоко наказывали.
У полинезийцев было распространено «моко»: с помощью инструмента, похожего на долото, на лицо наносили резаные раны. Со стороны это было похожим на резьбу по дереву. У мужчин полинезийская татуировка наносилась от пояса до колен и на лица, а у женщин – на лицо.
Нанесение рисунка носило характер религиозной церемонии. Подвергавшийся этой процедуре должен был соблюдать разнообразные запреты и ограничения, иногда распространявшиеся и на его родственников, и на соседей по деревне.
Костяными орудиями пользовались на Самоа еще в начале ХХ века. В Микронезии уже тогда получили распространение стальные иглы. Специалисты по нанесению татуировок традиционно пользовались большим уважением. Нанесение татуировок было длительным процессом, иногда занимавшим несколько месяцев, поскольку мероприятие было болезненным и чреватым воспалениями.
Почти все сопутствующие детали подтверждают ритуальный, а не декоративный характер процедуры. Например, во время операции хор девушек должен был исполнять обрядовые песни, от которых, как считалось, во многом зависел успех в нанесении татуировки. На Маршальских островах в известное время года приносили жертвоприношения божествам татуировки, для нанесения наколок строилась отдельная хижина, где подряд наносили знаки определенной группе избранной молодежи.
Кроме самих татуировок, полинезийские жители Океании наносили другие неизгладимые знаки на тело, обычно в знак траура. В знак скорби было принято разбивать голову до крови камнями, разрезать кожу зубами акулы и отрезать пальцы.