Десятый по счету фестиваль «На Острие» стартовал 14 апреля 2005 года в городе-герое Москве в помещении клуба Tabula Rasa (на улице Казакова в Театре им. Гоголя). К десятилетнему юбилею не грех вспомнить славные этапы «На Острие», где сами фестивали являются точками-целями, формирующими линию Пути, как такового.
Фундамент фестиваля закладывался еще в начале 1990-х годов, когда автор статьи (и идеи «На Острие») сотрудничал с различными клубами (в основном это были два известных, сегодня не существующих рок-клуба под названиями «Вояж» и «Форт-Росс»), занимаясь бизнесом по организации рок-концертов, расклейке афиш, распространению флаерсов и налаживанию контактов с прессой. Конечно, уже тогда в своих произведениях я затрагивал разные темы, в том числе связанные с рок-музыкой и татуировками, которые витали в воздухе постоянно. Интерес к ним всегда был огромным.
Тогда трудно было представить, что сегодня мы можем позволить себе проводить тату-фестивали и вечеринки регулярно, с периодичностью раз в полгода, а то и более (!). Что у нас будет поддержка дружественной прессы, телевидения, интернет-сайтов. В Москву и другие города (Петербург, Тулу, Орел, Краснодар, Тамань) смогут приезжать тату-мастера не только со всей России и из стран ближнего, а также и дальнего зарубежья, количество представляемых на конкурсы работ будет неуклонно расти, а их качество совершенствоваться.
Так сложилось, что первый фестиваль «На Острие» был проведен в 1997 году в дружественном заведении под названием «R-Club», который тогда еще находился на улице Талалихина. Впоследствии фесты «На Острие» проходили в разных местах, также в «R-Club» и в «Ю-Ту» до его закрытия в 2000 году. Первые «На Острие» имели к тату не очень большое отношение. На них доминировала музыкально-пивная составляющая.
Уже тогда на фестивали приходил различный татуированный народ, привлекая внимание своими татуировками. Отмечу, что пирсинг и все связанное с модификациями тела (шрамирование, клеймение, имплантирование, не говоря уже о хэнгинге и пуллинге) тогда только входило в моду, и пирсингованных людей на улицах было не так много, как сегодня.
Недюжинный интерес к теме татуировок стал проявляться многими людьми где-то с конца 1990-х годов. Это не осталось без внимания масс-медиа и издательств, благодаря которым удалось издать некоторые книги («Дао Татуировки», «Татуировка и другие модификации тела», «Тату-Мания», «Боди-арт и граффити»), которые, судя по отзывам читателей, имели хороший резонанс в обществе и способствовали популяризации темы татуировок и боди-арта, выведя ее из непонятно-криминальной тени.
Татуировка была четко обрисована, как сугубо индивидуальная «вещь», к которой следует относиться серьезно с позиций искусства, но не перебарщивать со смысловыми нагрузками. Именно с 2000 года фестиваль «На Острие» выходит на новый уровень, где демонстрации татуировок и связанных с ней искусств по модификации тела, занимают наряду с музыкой и пивными конкурсами достойное место и являются «гвоздем» всего шоу.
Благодаря не только «На Острие», но и тату-акциям, проводимыми другими людьми, интерес к теме постоянно подогревался, что, в свою очередь, породило целую серию разнообразных по качеству тату-фестивалей во многих заведениях Москвы и за ее пределами.
В «На Острие» мог принять участие любой желающий, будь то раскрученный тату-салон или малоизвестный тату-мастер. Основной акцент делался и будет делаться на качество представляемых работ, на возможность грамотной организации съемок для прессы, максимальной доступности и демократичности фестиваля для зрителей, не всегда посвященных в тонкости татуировок и пирсинга.
Демонстрация любых элементов шоу никогда не преследовала цель шокировать присутствующих, не отрицая того факта, что разумная доля адреналина, конечно, всегда будет сопровождать тату-фестивали.
Истинной концепцией «На Острие» была цель раскрепостить тело и дух, познать себя и окружающий мир посредством ненасильственных и добровольно проводимых процедур с соблюдением всех гигиенических норм и требований, (о чем мы никогда не перестанем напоминать)!
Фестиваль постепенно становится все более осмысленным, его поддерживают лучшие тату-салоны и тату-мастера России, показываются превосходные модели. Он является тренингом и местом общения многих людей. За годы его проведения образовалась целая плеяда тату-мастеров, чьи лица стали узнаваемыми в среде любителей и знатоков татуировки и других модификаций тела.
Образовалась, если так можно выразиться, некая преемственность в передаче знаний искусства татуировки. Результатом этого является постепенная смена общественных настроений в отношении татуировок и пирсинга, сформировалась «среда обитания». Если раньше татуированный однозначно ассоциировался с уголовником, вызывая резко отрицательные эмоции, то сегодня преобладает иронично-отстраненный подход: «...а не сделать ли и мне татуировочку».